Жeнщина в бизнeсе. Асиммeтрия модeли успeха в профeссиональной дeятельности

"Профессиональная стратегия" в достижении успеха рассматривалась нами как стремление респондента к занятию ключевых позиций в фирме, к высокой оплате труда, к признанию его деловых качеств коллегами, к самоутверждению. Мы исходили из предположения, что модель успешности определяется степенью свободы человека в принятии решений, отвечающих его внутренним убеждениям. Категория успеха различается нами в мужском и женском варианте. Исследование гендерной асимметрии модели успеха проводилось нами на примере трех фирм. Исследованием было охвачено 132 человека: 57 мужчин и 75 женщин, с использованием опросного метода. Кроме того, было взято семь развернутых интервью у женщин-руководителей ведущих московских фирм.

Проделанный анализ показал, что гендерная асимметрия более отчетливо прослеживается у людей наиболее активной возрастной группы (возраст от 31 до 45 лет), в период, когда они идут к успеху. В нашей выборке женщины, имеющие высшее образование или ученую степень составляют 63,3% в отличие от 36,4% мужчин, с таким же уровнем образования.

В то же время в этот период начинает усиливаться разрыв между естественной половой асимметрией и асимметрией вызванной доминированием мужчин. Именно здесь начинает проявляться дискриминация женщин. Соотношение числа мужчин и женщин, занимающих высокую должностную позицию здесь (возраст от 31 до 45 лет), составляет 70,0% к 30,0%, соответственно. Та же картина сохраняется в возрастной группе от 45 лет и старше: количество мужчин, занимающих высшие позиции по критерию степени участия в приятии решений, составляет 62,5%, а количество женщин - всего 37,5%. Вместе с тем, полученные в ходе интервью данные показывают, что для успешных во власти женщин семья не всегда стоит на первом месте, а конкурирует с понятием работа. Так, среди влиятельных женщин 14,3% женщин сказали о том, что семья для них очень значима и 85,7% что не очень значима.

Материалы интервью с женщинами-предпринимательницами и последующий развернутый анализ высказанных позиций подтвердил в целом закономерности, вскрытые по материалам опроса, расширив некоторые исходные представления о специфике модели успеха у женщин-предпринимательниц.

Попова Т.О.
Професиональная деформация и проблемы профессионализма, 2000, №1