Профессиoнальная дефoрмация в прeдпринимательстве

Россия переживает очередной этап формирования рыночных отношений. Появляется множество новых систем отношений, как в экономике, так и в обществе. Бурно развивается предпринимательская деятельность, а вместе с ней и социальная сфера, которая выступает как стабилизатор между недовольством общества, негативными последствиями проводимых реформ и его отношением к власти, которая эти реформы проводит.

В современной науке уделяется большое внимание развитию и адаптации личности к формирующемуся сейчас социальному пространству, которое, понимается как совокупность межличностных отношений, между личностью и существующими социальными институтами и отношений между общественными объединениями и различными структурами власти по поводу распределения материальных благ в их пользу.

В условиях демократизации общества многие люди с консервативными взглядами не смогли адаптироваться к новым условиям жизни, в основном из-за слишком быстрого перехода в новую систему отношений, так называемой "шоковой терапии", и, таким образом, остались на задворках развития рыночных отношений, в которых возможности отдельного человека ценятся выше, чем однообразные и бесперспективные усилия микро-группы, где люди перестали быть взаимозаменяемы, а стали ценны в зависимости от их профессиональных возможностей и стремления к самореализации. На современном этапе своего формирования социальное пространство порождает множество проблем, мешающих активной жизнедеятельности личности, как социальных, так и психологических. Одной из таких проблем является профессиональная деформация. Всё представленное выше, является одной из причин существования этой проблемы в нашей стране в широких масштабах.

Профессиональной деформацией, по существу, является негативное социальное явление, которое проявляется в различных моделях поведения личности и оказывает деструктивное влияние на его служебную деятельность. Наиболее распространена эта проблема среди руководителей и рядовых работников коммерческих компаний и социальных служб, поскольку, как показывает практика, эти места занимают в основном военные, уволенные в запас или уволившиеся сами, либо люди, работающие не по своей профессии. Военные особенно подвержены воздействию на них профессиональной деформации, так как им труднее приспособиться к новым условиям жизни после многолетней службы в армии. Для них в нашей стране созданы центры переквалификации, в которых большое внимание уделяют и проблеме профессиональной деформации.

Ежедневно любой человек, приходя на своё рабочее место, при выполнении служебных обязанностей, непременно общается с начальником, коллегами, подчинёнными или клиентом. В процессе этого межличностного общения происходит, как правило, столкновение интересов, эмоций, либо того и другого. В самом начале этого коммуникационного процесса собеседники приводят в действие различные стратегии или модели собственного поведения, при рассмотрении которых через призму всех трёх феноменов делового общения можно наблюдать рецидивы профессиональной деформации.

Я бы выделил следующие стратегии поведения:

  • При столкновении интересов;
  • При общении руководителя с подчинёнными руководитель учитывает и исходит из интересов коллектива и интересов дела;
  • Сотрудник общается с коллегами и исходит из интересов коллектива, защищает их, а также отстаивает и свои интересы;
  • При обращении сотрудника к руководителю по какому-либо вопросу, он отстаивает свою позицию. В свою очередь, начальник рассматривает дело и принимает решение в пользу своего подчинённого, но только в том случае если это не нанесёт в дальнейшем вред служебной деятельности и не нарушит ритм работы всего коллектива;
  • При непосредственном контакте с клиентом, сотрудник принимает его позицию и требования и делает всё возможное, чтобы их удовлетворить (клиент всегда прав).

Приведённые выше модели поведения в своей работе используют истинные профессионалы, однако они являются больше идеальными, чем реальными, так как на практике в эти модели человек привносит свои личностные особенности, эмоции, что приводит к их деформации, и они тогда начинают носить деструктивный характер служебной деятельности. Как правило, это больше наблюдается в коллективах, где руководящие должности занимают женщины, так как они более эмоциональны и подвержены стрессам.

В деловом общении, будь то беседа с клиентом, сослуживцем или начальником, каждый человек пытается выразить себя как личность, достичь определённых успехов и получить в результате самоудовлетворение. Но человек несовершенен и зачастую этот порыв больше эмоциональный, чем конструктивный, и поэтому при первых неудачах он получает стресс, что негативно отражается на его служебной деятельности и отношениях с окружающими. Особенно это можно заметить, когда обычный сотрудник компании решает какие-либо вопросы с начальником. У многих людей есть психологический барьер- страх перед человеком, который занимает более высокую должность. Разговор между ними в этом случае представляет собой процесс психологического подавления начальником своего подчинённого. Он начинает диктовать свои условия и не воспринимает позицию своего сотрудника и вообще не даёт ему высказаться. Человек начинает чувствовать себя униженным, так как он не смог или ему не дали выразить себя и добиться желаемого. Все эти негативные эмоции он приносит в рабочий коллектив, где его коллеги и друзья либо принимают его сторону, либо игнорируют происшедшее, из-за чего начинают портиться с ними отношения. Однако и после работы человек, приходя домой, не может полноценно отдыхать, так как проблемы не оставляют его. Часто этот негатив переносится на семью, что иногда приводит к разводу. Но особенно от этого страдает служебная деятельность. Это ставит проблему профессиональной деформации в статус негативного социально-психологического явления. Таким образом, эмоциональная модель поведения личности непременно приводит к возникновению профессиональной деформации.

Следует отметить, что существует так называемый эффект "упоения властью", который заключается в том, что у человека занимающего высокий пост и управляющего большими человеческими и материальными ресурсами наступает момент, когда он перестаёт чувствовать ограничения по применению этой власти, появляется чувство вседозволенности. Такой управляющий перестаёт быть гибким, культивировать плюрализм мнений, дискуссию, инициативу, иногда преступает и закон. Это порождает директивную систему управления. В условиях коммерции такая система управления приводит к разрушению механизма эффективного функционирования организации. В нашей стране такие руководители являются не редкостью и сейчас.

Деструктивный характер делового общения в директивной системе управления заключается в административном и психологическом подавлении руководителем своих сотрудников, подчинением их своей воле, тем самым не давая раскрыться им как личности. Это приводит к низкой эффективности выполнения служебных обязанностей и дальнейшему развитию профессиональной деформации личности.

Таким образом можно сделать вывод, что профессиональная деформация проявляется в деловом общении. С другой стороны деловое общение может являться и решением этой проблемы, но при условии стремления субъектов общения к преодолению психологического барьера, помочь адаптироваться к личностным особенностям друг друга во имя интересов общего дела. Существует идея, согласно которой не существует друзей и врагов, а есть интересы, именно они и двигают процесс развития профессиональной деятельности в любой сфере, а вмешательство эмоций лишь мешают и порой наносят непоправимый вред.

Ласкин А.А.
Профессиональная деформация и проблемы профессионализма, 2001, №2