Прoфилактика прoфессиональной дефoрмации будущего рукoводителя

Мы считаем, что необходимо обратить внимание не только на преодоление профессиональной деформации в реальной деятельности руководителя, но и на ее профилактику на стадии становления специалиста.

Относительно устойчивой, в большей или меньшей степени осознанной системой представлений индивида о себе, на основе которой он строит свое взаимодействие с другими людьми и относится к себе, является "Образ Я".

Становление "Образа Я" происходит в результате интеграции индивидуальных биологических факторов с факторами воспитания и социального окружения. С момента своего появления он становится важным фактором интерпретации опыта, является источником ожиданий и способствует достижению внутренней согласованности.

"Образ Я" всегда незавершен. Однажды приобретаемое чувство "Я" не остается неизменным и периодически подвергается переоценке.

Если новый опыт, полученный индивидом, согласуется с имеющимися у него представлениями о себе, он легко ассимилируется в "Образ Я". Опыт, вносящий рассогласование в структуру "Образа Я", усваивается с помощью защитно-психологических механизмов. Устойчивость "Образа Я" является для человека одним из наиболее ценимых и охраняемых им качеств.

Глобальный "Образ Я" личности служит основой становления образа "Я - будущий профессионал", который является одним из главных факторов профессионального развития личности в юности.

Анализ психолого-педагогической литературы позволяет сделать вывод, что центральным личностным новообразованием, раскрывающим сущностные ее характеристики, стержневые отношения к окружающему миру, себе и будущему выступает иерархия ценностных ориентаций (П.Г. Здравомыслов, В.А.Ядов. А.В.Кирьякова). Следовательно, ценностные ориентации, приобретаемые в процессе вузовского образования, определяют становление образа «Я - будущий руководитель».

Образ "Я - будущий руководитель" выполняет следующие функции: информационную (приобретение, обработка и хранение сведений о своих личностных особенностях, соотнесение их с требованиями предстоящей профессиональной деятельности), когнитивная (осмысление, интерпретация своих отношений, приобретаемых профессиональных знаний в целях определения смысла и стратегии личностного и профессионального развития), коммуникативная (согласование и координация взаимодействий), креативная (преобразование личности, использование творческого потенциала).

Процесс становления у студентов образа "Я - будущий руководитель" включает:

  • ценностно-смысловой анализ личностью отношений, поступков, действий других людей в определенных профессиональных ситуациях, позволяющих оценить селя как будущего специалиста на фоне деятельности других;
  • динамическое моделирование и прогнозирование личностью своих действий в определенных профессиональных ситуациях на основе ценностных ориентаций;
  • оценку личностью отношений других людей к ее поступкам и действиям в реальной ситуации;
  • проблемный анализ личностью своих достижений в определенных ситуациях с последующим заключением о проявленных качествах образа «Я - будущий руководитель» и ведущих мотивах деятельности;
  • самоисследование личности, предполагающее развитие рефлексивных способностей осмысления себя и своих качеств в соотношении с предстоящей профессиональной деятельностью.

Сизикова В.В.
Профессиональная деформация и проблемы профессионализма, 2002, №3.