Профессиoнальное развитие личнoсти руковoдителя

Исследование состояния системы профессионального образования, а также предложения по использованию новых обучающих технологий непосредственно на промышленных предприятиях, представляются очень важным и в теоретическом и в практическом значениях. Для настоящего исследования необходимо отметить недостаточное теоретическое осмысление процесса профессионального развития личности руководителя в аспекте подготовки и переподготовки высвобождаемых руководителей среднего уровня. Особенно в аспекте личностных проявлений руководителя на рабочем месте.

Имеющиеся теоретические идеи не позволяют достаточно глубоко выявить закономерности подготовки и переподготовки руководителя, поэтому теоретико-методологическое исследование, выступая как важнейшая задача работы, должно дать ответ на вопрос: в чем сущностные закономерности развития личности руководителя в служебной деятельности. В то же время следует отметить, что в данном случае мировоззренческие и социально-философские обобщения не могут является итоговыми, результирующими. Они скорее выступают как некая ориентация методологических принципов конкретного исследования.

Профессиональное развитие является продуктом и результатом деятельности самого человека. Важнейшим свойством этой теоретической идеи выступает возможность понять, как происходит "создание", "конструирование" недостающих функциональных органов, своего рода новообразований, которые в принципе невозможно редуцировать к тем или иным компонентам исходной системы.

Профессиональное развитие может пониматься и как негативное изменение личности в процессе существования индивида в профессиональной среде, усвоение профессионального опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества; как процесс реализации негативных аспектов накопленного профессионального опыта, в котором различные типы деструктивного поведения проявляются, не только как подчинение внешним требованиям, а скорее как выбор оптимально для руководителя поведенческого решения, как воспроизводство стереотипных социальных коммуникаций в процессе управленческой деятельности. Соответственно с этим, высвобождаемый руководитель отягощен своим негативным опытом, и по своей сути процесс подготовки и переподготовки выступает как создание новой системы личностной адаптации.

Суворова А.В.
Профессиональная деформация и проблемы профессионализма, 2002, №3.