Профессиoнальное развитие рукoводителя в условиях изменения статуса

Признавая цикличность развития истории в целом, человеческой жизни вообще и повседневной, в частности, можно отметить, что каждый новый цикл, каждый новый этап не означает повторения предыдущего цикла. Это всякий раз новый импульс, внутреннее обновление, омоложение, освобождение от прежних ошибок, старых замораживающих человеческую жизнь стереотипов, привычек и т.д. И каждый такой цикл, этап связан с восстановлением подлинной сущности жизни, человека, их первооснов. Исходя из философско-антропологической посылки, что вся жизнь человека составляет целесообразный комплекс, в котором каждый этап выполняет свою необходимую функцию, переосмысливается распространенная модель развития жизни человека как подъема до известной высоты, а потом последовательного спада. Здесь смена возрастных этапов, связанная правда с прохождением через болезненные кризисы, представляет собой изменение структуры жизни человека, различной по качеству, но равноценной по форме. Ни на одном этапе человеческая жизнь не достигает своей максимальной высоты, лишь все фазы вместе взятые обнаруживают полное богатство. Индивидуальное, личное, единичное проявляет себя и в общем и через общее, поскольку сам человек со всеми его природными и индивидуальными качествами является частью объективной реальности, продуктом не только природы, но и общественных отношений на определенной ступени их развития.

Для педагогики важно все, что проясняет в новом свете человека и его жизнедеятельность особенно в кризисные периоды жизни общества. Как отмечают отечественные исследователи потребность в разностороннем, комплексном исследовании феномена человека назрела давно. Интегративная концепция человека к крайне нужна не только для теории. Но она должна строиться на фундаменте гуманитарного знания, а не базе технических или кибернетических дисциплин и отражать разнообразные слои субъективного мира в человеке как материальные, так и психические.

Для реализации успешности процесса профессионального развития человека необходимо глубокое понимание сущности личности и деятельности руководителя. Необходимо осмыслить сущностные бытийные явления управления обществом и организацией и личности человека в этой ситуации. Психолого-педагогическое осмысление конкретного личностного явления позволяет отчленить некоторые базовые явления и ввести дисциплину научного анализа, не сводящегося к обычным идеям теории управления .

Представленный подход позволяет использовать весь спектр идей социальной философии, социологии и антропологии. По крайней мере, в той его части, которая наиболее устоялась. Методология традиционного конкретного исследования исторически формировалась как обобщение определенных социальных реалий. Ее потенциал определяется тактикой осмысления некогерентных моноцентричных, задетерминированных явлений. Однако в условиях осознания нестабильности общества, новизны социально-гуманитарных процессов, старого классического методологического арсенала недостаточно.

Парадигму современной методологии неоклассического типа питают следующие базовые теоретические идеи:

  • интегратизм;
  • плюрализм;
  • холизм;
  • полиэкранность;
  • полифункциональность;
  • идея дополнительности;
  • нестационарность;
  • синергизм и некоторые другие.

Анализ имеющихся методологических подходов позволило сформулировать следующие теоретико-методологические основания исследования.

Идея сопряженного взаимообусловленного изменения систем или частей внутри целостной системы, т.е. изучаемое явление предстает как некая суммация корреляций эволюционного движения, пусть даже противоречивые. Идеи неоклассической методологии (плюрализм, холизм, интегратизм, полиэкранность, полифундаментальность, дополнительность, нестационарность, синергизм). Генезис человеческой личности в служебной деятельности может быть рассмотрен и как развитие обогащения, расширения, улучшения, но и как умаление, деградация и деформированные существования. В связи с этим, построение непротиворечивой картины знаний об изучаемом явлении возможно на базе корреляционных зависимостей между проявлениями (системой проявлений). Выделение в качестве основного направления исследования теории жизненного мира или повседневного поведения людей на основе изучения антропологических универсалий, позволяющих объяснить генезис и изменение различных форм социального взаимодействия людей.

Каждому человеку соответствует определенная форма психологического опыта. Овладение этой личностной модальностью не дает возможность (отнимает её) использовать (создавать) какую бы то ни было иную форму опыта. Развитие реальной картины мира, вернее ее понимание, происходит на основе психологического опыта как способа структурализации мира.

Особую актуальность в свете задач исследования приобретает проблема подхода, в рамках которого процесс изучения профессионального развития личности руководителя может быть теоретически описан в соответствии с современной методологией.

Здесь же отметим и тот факт, что концепция профессионального развития, опираясь на фундаментальные психологические и педагогические разработки, используя системы понятий психологии и педагогики, имеет очевидную тенденцию саморазвития. Это проявляется в формировании новых групп понятий, преимущественно в данном контексте научного знания: служебная деятельность, психолого-педагогическая реабилитация, преодоление профессиональной деформации, жизненные силы субъекта, индивидуальная субъективность, социальная субъективность, психологический опыт, психологическая поддержка руководителя. Теоретические основания разработки оптимальных педагогических технологий в новых условиях играют все более важную роль не только в прикладном плане, но и в качестве оснований для современного научного прочтения различных концепций психолого-педагогической работы с взрослыми, оценки экспериментальной практики, проблем подготовки и переподготовки специалистов.

Сегодня, мы понимаем статус психической реальности, как реальности полезависимой, т.е. существующей не сама по себе, а лишь в контексте порождаемых и решаемых человеком задач его жизнедеятельности. И далее: объяснения любого психологического феномена не на основе общего закона, а исходя из отношений этого феномена с другими плоскостями психологической реальности. (Поступки человека объясняются характеристиками личности, особенностями ситуации и т.п.). Каждый психический феномен испытывает влияние различных элементов психологической реальности и значит, может быть объяснен только в системе комплексной, множественной причинности. Различные элементы знания взаимосвязаны (но не иерархически), не выводимы друг из друга. Они не построены в "пирамиду", а как бы расположены в одной горизонтальной плоскости, где нет "верха" и "низа". "Здесь “единицами” этой системы знания являются обобщения, которые в отличие от законов фиксирует общее, но не всеобщее. Каждое правило предполагает исключение, знание носит вероятностный характер.

Профессиональное развитие понимается как изменение личности в процессе вхождения индивида в профессиональную среду, усвоение служебного опыта, овладение стандартами и ценностями профессионального сообщества, при котором различные варианты деструктивного поведения руководителя проявляются не только как подчиненные внешним обстоятельствам, но и как оптимальные для руководителя стереотипные управленческие коммуникации.

Возможность построения психологической модели профессионального развития личности, дающая сравнительную характеристику общей структуры профессионального развития по отдельным сферам служебной деятельности, т.е. регистр признаков, присущих данной форме в обобщенном виде, позволяет считать обоснованным понимание иерархически структурированной организации профессиональной подготовки.

Тарасов В.А.
Профессиональная деформация и проблемы профессионализма, 2002, №3.