Психология отношений (2)
Профессиональная деформация (2)
Психология Творчества (3)
Общие вопросы (4)

Вопросы, на которые недавно ответили


Вопрос: (27-09-2009) [Психология отношений]
Знакомства по переписке: насколько это реально?

Автор: Тамара

[показать ответ]
Ответ:

Вопрос, без сомнений, достаточно сложный. Конечно, не редко мы можем встретить примеры удачных знакомств. Но бывают и неудачи. Попытаемся сегодня разобраться: к чему надо быть готовым, если вы решились встретиться с объектом вашего знакомства. У данного знакомства есть свои минусы, и главный из них - заочность. С точки зрения заочности, каждый человек, участвующий в подобной переписке имеет возможность слукавить, попробовать стать тем, кем он хочет быть, заново создать свой образ. Очное же знакомство ставит под угрозу все эти планы. Поэтому зачастую, после одной встречи (даже если она была прекрасной и сказочной) у молодого человека возникает желание максимально красиво завершить данный этап заочного знакомства (всегда приятнее рассказать друзьям: Это было лучшее чувство в моей жизни, но мы были обречены на расставание расстоянием, разделившим нас!)и... больше уже никогда не встречаться с партнером по переписке. Просто от мужчины зачастую ждут каких-либо действий или решений, но к такому повороту событий большинство мужчин не готово. Человеку в жизни нужна сказка, в которой он был лучше, нежнее, романтичнее, сильнее, чем есть на самом деле. Если у вас не сложится, то кому-то из вас придется признаться, что вина за случившееся частично лежит и на нем, а на это многие идти не хотят. Но огорчаться не стоит. И надо быть благодарным даже за те минуты счастья и удовольствия, которые вы получили, общаясь заочно.

Мартынова Алла Александровна, кандидат педагогических наук, доцент

Вопрос: (27-09-2009) [Психология Творчества]
Что такое креативность?

Автор: Не указан

[показать ответ]
Ответ:

Креативность:

- это способ взглянуть на себя и свое окружение так, что раскрываются сердца людей, ничто не может противостоять натиску человека творящего... 

- это состояние духа, когда неудачи становятся ступеньками к успеху, победы - результат обычной деятельности... 

- это путь исследователя реальности, воплощающего новые открытия в себе и через себя... 

И, наконец, креатив - это образ жизни и образ мышления. Креатив не подвластен управлению и контролю, он "чувствителен" к окружению и настроению, он непостоянен и многолик, но он божественно окрыляет и открывает новые горизонты возможностей для специалиста. Именно такой креатив мы пытаемся уловить, зафиксировать для себя направления по его развитию, способы работы с ним, формы воплощения креативности в реальной практике. 

Маленькое упражнение. Попробуйте посмотреть на свои ботинки и понять кем они были в их прошлой жизни. Собакой или камнем, ветром или песком, сварливым астрономом или звездой, на которую он смотрел? Посмотрите на свою квартиру и попытайтесь представить - что нужно поменять, чтобы она выглядела как королевская приемная? А Вы пробовали говорить с солнечными лучиками, которые с утра врываются к Вам в комнату и мешают спать? Попросите их не беспокоить Вас еще несколько минут - попробуйте, а вдруг получиться? И после этих тренировок, приходя на работу, попытайтесь на секунду закрыть глаза и представить себя в роли "агента 007", который получил задание произвести диверсию на объекте. С чего бы Вы начали на Вашем рабочем месте, где самые незащищенные места, что нужно изменить? Главно в нашем деле - это начать...

Бакланов Константин Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор

Вопрос: (27-09-2009) [Профессиональная деформация]
Вы пишите о профессиональной деформации, и, как я понимаю, все стараются в этом плане "загадить" руководителя. А я сам руководитель небольшой юридической фирмы. И честно могу сказать - если моих сотрудников не держать в "ежовых рукавицах", то они уже давным-давно переманили моих клиентов (которых, между прочим, с кровью приходится искать) и сорвали половину обязательств. Вы спросите, почему я их не меняю - да потому, что это уже четвертая команда и практика показала, что везде одно и то же. Меня можно было бы обвинять в том, что я плохо оплачиваю работу моих сотрудников, но получают они среднерыночные зарплаты, об этом я позаботился. Но как выяснилось, сотрудники не воспринимают меня как руководителя, пока я не начинаю вести себя в подобном формате - покрикивать, приказывать и т.п. То есть создавать некое ощущение психологического давления. То есть профдеформировать. И вот с этого момента - все О Кей! Они меня вовсю критикуют за спиной, стонут от моего деспотизма, и ... нормально работают! Представляете себе, наконец-то я получил команду, в которой все сделал наоборот (в предыдущих я пытался выстроить хорошие отношения), а результат оказался положительным! Так что, может лучше деформировать, чем страдать от персонала, который тебя ни в грош не ставит?

Автор: Михаил

[показать ответ]
Ответ:
Михаил, полагаю что мы немного "запутались" в понятиях. Дело в том, что профессиональная деформация - это явление, которое сам его носитель не ощущает. И именно в этом состоит наибольшая опасность и вред профессиональной деформации (для руководителя в том числе). Что же касается Вашей ситуации, то Вы говорите о достаточно распространенном явлении - прекрасно ПОНИМАЕМОЙ Вами профессиональной РОЛИ и стиле управления. Вы надеваете маску, которая более оптимальна для Вашей команды - и постоянно ее корректируете в зависимости от ситуации. Могу Вас только поздравить с тем, что Вы хороший манипулятор (я думаю, Вы меня понимаете). Так что, исходя из Вашего письма, полагаю, что к некоторым отрицательным моментам (таким, как разговоры Ваших сотрудников относительно "деформированного" начальника), у Вас выработано вполне адекватное и ровное отношение. Ваш персонал тоже "играет" в роли, в данном случае обиженных. И все счастливы. Не буду давать оценку Вашей корпоративной культуре, но о профдеформации в данном случае речь не идет. На мой взгляд.

Подвойский Василий Петрович, ректор Высшей школы социально-управленческого консалтинга, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор

Вопрос: (27-09-2009) [Общие вопросы]
РИТОРИКА - НЕ ПЕРЕЖИТОК ЛИ ЭТО ПРОШЛОГО?

Автор: Не указан

[показать ответ]
Ответ:
Отвечает Гончаров Юрий Константинович, автор цикла занятий "Ораторское мастерство (риторика)"
Сложно с Вами спорить, а потому не буду этого делать. Просто риторика предполагает целый спектр знаний и техник, а начинать, несомненно надо с простейшего - элементарной грамотности. Я на своих занятиях всегда задаю простой вопрос. Когда Вы находитесь в метро и слышите из динамика:"Уважаемые пассажиры! Выходя из вагонов, не оставляйте свои вещи!, то задумываетесь ли о том, что в данном объявлении сделана ошибка? "Не оставляйте своих вещей", - вот так правильно надо говорить. И это лишь один пример. Что же касается риторики, то не забывайте об одном интересном моменте: так как жизнь на Марсе пока не открыта, разумных существ кроме человека мы еще не знаем, то хочешь не хочешь, а приходится общаться с себе подобными. А это означает только одно: степень значимости вербального воздействия пока (и я думаю, на ближайшие 50-100 лет) будет неимоверно велика. А потому, уважаемые, конечно риторика - это пережиток, и нас она переживет!

Никитина Наталья Ивановна, к.пед.наук, доцент

Вопрос: (27-09-2009) [Общие вопросы]
ВОЗМОЖНО ЛИ СОЗДАВАТЬ БУДУЩЕЕ? ХОТЯ БЫ В ПРОФЕССИОНАЛЬНОМ ПЛАНЕ ЛИЧНО ДЛЯ СЕБЯ?

Автор: Не указан

[показать ответ]
Ответ:
Отвечает наша выпускница Ларионова Людмила Владимировна, автор цикла занятий "Энергоинформационный потенциал человека"
Машину времени пока не изобрели, но все же... Несомненно то, что Вы можете влиять на то, что с Вами происходит сегодня и будет происходить затра. Важно, например, работать с ритмами. Мы все живем в определенном ритме, в своем ритме существуют и те жизненные пространства, в которые мы периодически стараемся попасть, или из которых пытаемся, наоборот, убежать. С этими ритмами нужно работать. Если вы ищите, например, новое место работы, то важно начать работать с ритмом этого слова. Через определенный промежуток времени к Вам, несомненно начнут "притягиваться" ситуации по поводу предложений новых мест работы или новых профессиональных сфер. Но важно понимать, что это не эзотерика, не мистика, не палочка-выручалочка. Важно понимать где Вы находитесь, чем живете, что ожидаете от жизни. Со всем этим мы работаем в процессе нескольких занятий на моих курсах.

Никитина Наталья Ивановна, к.пед.наук, доцент

Вопрос: (27-09-2009) [Общие вопросы]
МОЖНО ЛИ ЧЕМУ-ТО НАУЧИТЬ ВЗРОСЛОГО ЧЕЛОВЕКА?

Автор: Не указан

[показать ответ]
Ответ:
В последнее время за рубежом и у нас активно развивается такая отрасль педагогики, как АНДРАГОГИКА (обучение взрослого человека). Перефразируя известное высказывание, можно сказать: "Мы живем, пока учимся". Поэтому учить взрослых можно и нужно. Конечно, процесс обучения взрослых не похож на работу с детьми, и по уровню эмоционально-интеллектуального напряжения на занятиях, по многовариативности содержания, ну и, конечно, по степени "отжима" преподавателя. Хотя лично я считаю, что те педагоги, которые прошли "взрослые" группы слушателей, могут работать с любыми слушателями. Это огромная закалка и проверка на прочность.
Кстати, что касается повышения квалификации взрослых. В нашей Высшей школе учатся только взрослые. Сказать что нам весело - это не сказать ничего. Огромный нереализованный потенциал общения, взаимодействия, нераскрытый потенциал творчества, креативности - все это выплескивается на нас с неимоверной силой. А если учесть, что в группе собираются специалисты из различных профессиональных сред, различного уровня подготовки, то становится понятным, что может вынести для себя каждый участник образовательного процесса после каждого дня занятий. А занимаемся мы каждые выходные...

Никитина Наталья Ивановна, к.пед.наук, доцент

Вопрос: (27-09-2009) [Психология Творчества]
А все ли задачи надо решать творчески, и
надо ли решать нерешаемые задачи?

Автор: Ольга (Москва)

[показать ответ]
Ответ:
Все дело в том, что под творческим решением мы, в первую очередь, понимаем необходимость творческого подхода к решению тех задач, которые иными способами решить не удается. Посудите сами: если Вам необходимо решить какую-либо проблему, но как это сделать - Вы не знаете, то у Вас есть два пути: либо отказаться от ее решения, либо поверить в свои силы и придумать любое решение, каким бы ошибочным оно Вам не казалось. В первом случае для Вас как-бы "отсекается" целое жизненное пространство, во втором случае (даже при получении негативного результата), Вы тем не менее имеете РЕЗУЛЬТАТ, с которым уже можно работать. Все дело в том, насколько творчески подходить к оценке собственных РЕЗУЛЬТАТОВ. На мой взгляд, наличие РЕЗУЛЬТАТОВ деятельности того или иного специалиста в любом случае характеризует его положительно, нежели человека, боящегося приниматься за решение проблемы. Теперь, убедившись в НЕОБХОДИМОСТИ принятия решений, надеюсь, мы еще поговорим и о МЕТОДАХ принятия решений. Спасибо за вопрос!

Рыков Сергей Леонидович, доктор педагогических наук, профессор

Вопрос: (27-09-2009) [Профессиональная деформация]
Как я понимаю,
профессиональная деформация - это болезнь. А она заразна?

Автор: Максим (Санкт-Петербург)

[показать ответ]
Ответ:
Профессиональная деформация - явление многоликое. Она является составной частью целой "медицинской" отрасли профессиональной деятельности, соседствуя с профессиональным сгоранием, профусталостью, моббингом, шеффингом, профессиональной смертью и т.д. Профессиональная деформация руководителя - явление хорошо нам всем знакомое. Руководитель, повышающий голос, перекладывающий вину на подчиненных, унижающий свое окружение, "строящий" семью, несомненно, явление достаточно распространенное. Есть определенные характеристики, по которым можно прогнозировать развитие профессиональной деформации, предвидеть ее наступление, а также существуют механизмы ее преодоления. А что касается того, насколько заразна эта "болезнь", то могу сказать следующее: получая от руководителя заряд негатива, его подчиненные, в свою очередь, стремятся данный негатив "переложить" на свое собственное окружение, либо замыкают негатив в себе, тем самым порождая ситуации внутриличностного конфликта. Это первый путь распространения болезни - в виде "модификации вируса". Второй же путь - это ситуация, когда выполнение определенных управленческих функций само по себе начинает "деформировать" поведение управленца, тем самым "заражая" его. В любом случае, необходимо осознавать тот факт, что никто из нас не застрахован от этого профессионального заболевания, а потому оптимальный выход - развиваться и рефлексировать. Удачи вам в профессиональной деятельности!

Подвойский Василий Петрович, ректор Высшей школы социально-управленческого консалтинга, доктор педагогических наук, кандидат психологических наук, профессор

Вопрос: (27-09-2009) [Психология отношений]
МУЖЧИНА И ЖЕНЩИНА НА РАБОТЕ: МОГУТ ЛИ ОНИ БЫТЬ ДРУЗЬЯМИ?

Автор: Не указан

[показать ответ]
Ответ:
Могут, если: - они не интересуют друг друга как сексуальные партнеры, - они ценят деловые отношения больше, чем сексуальные, - интим может мешать зарабатыванию денег (отвлекает от бизнеса), - женщина - жена друга, а мужчина ценит эту дружбу, - женщина слишком увлечена работой, т.е. она жестко профессионально ориентирована.

Бакланов Константин Владимирович, кандидат педагогических наук, профессор

Вопрос: (27-09-2009) [Общие вопросы]
КАК ИСПОЛЬЗОВАТЬ ПСИХОАНАЛИЗ (И МОЖНО ЛИ ЕГО ИСПОЛЬЗОВАТЬ) ПРИ
УПРАВЛЕНИИ ПЕРСОНАЛОМ?

Автор: Не указан

[показать ответ]
Ответ:
Основное направление использование психоанализа при управлении персоналом - для выявления скрытых (бессознательных) особенностей личности сотрудников. Несомненно, что подобный метод слишком сложен и трудоемок для того, чтобы применять его на коллективах больших. Более того, представьте себе, какой штат внутрифирменных психологов и психоаналитиков пришлось бы держать, чтобы анализировать те или иные проявления в области бессознательного у всего персонала! С другой стороны, если речь идет о формировании VIP-команды, которой предстоит длительный период времени выполнять сложные задания в особых условиях (консервации), то использование методов психоанализа уже не кажется слишком затруднительным. Несомненно, степень актуальности психоанализа определена степенью значимости результатов работы сотрудников, а также степенью зависимости конечного результата работы от конкретных сотрудников.

Рыков Сергей Леонидович, доктор педагогических наук, профессор